В новом году многие жители Татарстана были неприятно удивлены, получив счета-фактуры - суммы в них стали заметно выше, чем в прошлогодних платежках.

Хитрая арифметика

Жалобы поступают на горячую линию министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, а также на специальный информационный портал. В республике даже создали штаб для оперативного решения этих вопросов.

- Идет поток обращений от населения, и объяснить, почему повысилась плата, управляющие компании не могут, - возмущается председатель государственного комитета по тарифам РТ Раузил Хазиев. - Чего только не сочиняют! Поэтому, пока вы не разобрались, откуда взялись эти статьи расхода, платить не нужно.

По мнению главы минстроя Ирека Файзуллина, в декабре могло вырасти потребление тепловой энергии, поскольку он был холоднее, чем ноябрь. Также изменение могло быть связано с установкой счетчиков. В одних домах это произошло 1 ноября, в других 12 ноября. Отсюда разница в суммах.

- Но где-то платежи за энергопотребление увеличились более чем в два раза, - говорит министр. - В основном за тепло и горячую воду. Каждый такой случай рассматривается нашим министерством, департаментами ЖКХ и тарифным комитетом.

Мы ставим задачу перед управляющими компаниями, чтобы они равномерно начисляли платежи. Бывает, что целый год УК не снимает показания счетчиков, а в декабре начинают это делать.

Главное, на что просит обратить внимание граждан Ирек Файзуллин, в счетах не должна меняться тарифная составляющая. Министр напоминает, что она вырастет только с июля этого года. Руководство страны перенесло индексацию цен на середину года, чтобы смягчить удар инфляции.

Однако в некоторых городах Татарстана умудрились нарушить и это решение. В частности в Альметьевске вдруг подскочили тарифы на горячую воду. Впрочем, Ирек Файзуллин объяснил, что это ошибка, вызванная техническим сбоем. И в феврале жильцы получат счета-фактуры с прежними суммами.

Отдам дом в хорошие руки

По мнению Раузила Хазиева, чаще всего неразбериха со счетами возникает в крупных управляющих компаниях.

- Они физически не могут эффективно управлять миллионами квадратных метров. А когда человек с работы в восемь вечера приходит домой, у него уже нет возможности идти разбираться со счетами. Лучше работают мелкие ТСЖ и УК шаговой доступности. К сожалению, госрегулирование в этой сфере у нас минимальное. Поэтому выбирайте свои компании, ТСЖ. Без этого порядка не будет. Надо брать управление домом в свои руки.

Я сам живу в пятиэтажном доме, и у нас ТСЖ. Мы поменяли трех председателей, прежде чем нашли подходящего! А дворник у нас в этом году уже четвертый, и тот в девять часов приходит на работу. Хотя рабочий день у них начинается с шести утра. Семь раз судились с председателем ТСЖ, который не хотел уходить. Умножьте свой платеж на число квартир, чтоб понять, сколько они собирают денег. Мы должны контролировать таких людей. Это наша обязанность, в конце концов, иначе дом постепенно будет разрушаться.

В свою очередь Ирек Файзуллин призывает буквально заваливать жалобами управляющие компании за некачественно оказанные услуги.

- Присылайте их в минстрой или жилинспекцию, приложив документы. Если жалобы будут массовыми, это вынудит управляющие компании принять меры.

При этом он понимает, что далеко не все способны разобраться в тонкостях коммунальных платежей. Как считает глава минстроя, этим в первую очередь должны заниматься старшие по дому.

Расставили сеть

Еще одним оружием граждан в борьбе с нерадивыми коммунальщиками, по мнению министра, являются приборы домового учета (ПДУ).

- Если жильцы, к примеру, чувствуют, что в квартирах зимой стало жарко, то нужно не открывать форточки, а обращаться в ТСЖ или ЖСК. Зачем перетапливать квартиру и переплачивать за услуги? Для того и устанавливаются счетчики, чтобы жильцы сами могли регулировать этот процесс. И так должно быть с каждой позицией счета.

В свою очередь Раузил Хазиев напомнил, что, если часть жильцов не имеют приборов учета, то на них ложится оплата разницы между показаниями домового и квартирных счетчиков. А это серьезные деньги. Приборы учета сейчас стоят 500 рублей, так что выгоднее их поставить. А чем больше счетчиков в доме, тем меньше начисления за общедомовые нужды.

Большие надежды министр строительства, архитектуры и ЖКХ возлагает на новую версию программы "Коммунальные платежи". Ее внедрили практически во всех муниципальных образованиях республики. Она позволяет в онлайн-режиме отслеживать жалобы жильцов на нарушения в коммунальной сфере. Теперь после обращения по какому-либо вопросу в управляющую компанию гражданин не останется один на один с ее руководством. Все заявки с указанием срока устранения будут появляться на информационном портале. Здесь их под свой контроль возьмут чиновники минстроя и жилищной инспекции. Подать жалобу можно как по телефону горячей линии минстроя РТ, так и через сайт государственных услуг РТ.

Горячая линия министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ

(843) 231-15-77

< все новости